Номер кузова (он же номер шасси) у автомобилей
ЗАЗ-969В,
ЗАЗ-969 и
ЛуАЗ-969А выбит на полоске листовой стали, приваренной в двух местах с торцов таблички к лонжерону рамы, снаружи с левой стороны, позади рулевого редуктора:
У автомобилей
ЗАЗ-969В,
ЗАЗ-969 и
ЛуАЗ-969А нанесён только шестизначный номер, без звёздочек и без указания модели. Зачастую цифры на табличке набиты криво. Так же глубина набивки на одной табличке может быть разной, иногда цифры пробиты не полностью, а иногда табличка почти пробита насквозь так, что она искривлена. Так же приварена табличка довольно часто бывает косо:
Заводская табличка автомобилей
ЗАЗ-969В и
ЗАЗ-969 находятся под капотом, на моторном щите, справа над отопителем. Крепится табличка саморезными винтами с прямым шлицом. Встречаются три вида винтов крепления табличек: с плоскими головками, выпуклыми головками и полусферическими головками:
Основной текст на табличках автомобилей ЗАЗ-969В и ранних ЗАЗ-969 травлённый, по этому на табличках видимыми зачастую остаются только выбитые номера шасси и двигателя:
Табличка расшифровывается следующим образом:
1 Название завода изготовителя.
2 Модель
3 Год выпуска (последние две цифры выбиты)
4 Номер автомобиля (номер шасси)
5 Номер двигателя
6 Страна производитель
Позже таблички, всё ещё с травлённым основным текстом стали более стойкими.
Информация на них та же. Шрифт на табличках в разные годы несколько раз менялся:
Заводская табличка автомобилей
ЛуАЗ-969А находится там же где и у ЗАЗ-969:
Заводская табличка
ЛуАЗ-969А. Текст так же травлённый, но шрифт отличается от обоих видов шрифта таблички ЗАЗ-969. У поздних выпусков
ЛуАЗ-969А шрифт основного текста рельефный:
Табличка расшифровывается таким же образом как табличка ЗАЗ-969.
Номер кузова (он же номер шасси у автомобилей
ЛуАЗ-969М до первой половины 1987 выбит на полоске листовой стали, приваренной в двух местах с торцов таблички к лонжерону рамы, снаружи с левой стороны, позади рулевого редуктора. Зачастую цифры, буква и звёздочки на табличке набиты криво. Так же глубина набивки на одной табличке может быть разной, иногда символы пробиты не полностью, а иногда табличка почти пробита насквозь так, что она искривлена. Так же приварена табличка довольно часто бывает косо:
Расшифровывается номер шасси следующим образом:
1 Модель
2 Звезда
3 Шестизначный номер
4 Звезда
5 Год выпуска (две последние цифры.)
Начиная
с первой половины 1987-го года на луцком автозаводе перешли к маркировке автомобилей в соответствии с общепринятым международным стандартом семнадцатизначным идентификационным номером (VIN). Одновременно с переходом на новый вид нумерации поменяли и место расположения номера. С этого времени он находится в моторном отсеке, сверху на правом лонжероне (так же выбитым на приваренной полоске стали.) Табличка иногда приварена только с обоих торцов, но иногда встречаются таблички ещё приваренные и с обоих сторон по середине продольной части:
Расшифровывается семнадцатизначный VIN (без учёта звёздочек) следующим образом:
1 Звезда.
2 Код завода изготовителя.
3 Звезда.
4 Модель.
5 Звезда.
6 Год выпуска.
7 Порядковый номер.
8 Звезда.
Расшифровка года выпуска:
H- 1987;
J- 1988;
K- 1989;
L- 1990;
M- 1991;
N- 1992;
P- 1993;
R- 1994;
S- 1995;
T- 1996.
Заводская табличка
ЛуАЗ-969М расположена под капотом, на мотором щите, справа от лампы освещения подкапотного пространства, над выходным патрубком отопителя.
Крепится табличка саморезными винтами с прямым шлицом. До 1986-го года встречаются два вида винтов крепления табличек: с плоскими головками и выпуклыми головками, с 1987-го года табличка крепилась заклёпками:
Вид таблички
ЛуАЗ-969М примерно
до первой половины 1986-го года.
Основной текст таблички рельефный:
Табличка расшифровывается следующим образом:
1 Название завода изготовителя.
2 Модель.
3 Год выпуска (последние две цифры выбиты).
4 Номер автомобиля (номер шасси).
5 Номер двигателя.
6 Страна производитель.
Вид таблички
второй половины 1986-го года.
Основной текст таблички травлёный, покрытие этих табличек довольно быстро облезало,
в итоге читаемыми оставались только номера шасси и двигателя и последние две цифры года выпуска.
Информация на этих табличка та же как и на предыдущих:
Первый вариант таблички после перехода на новую систему нумерации в 1987-ом году. Основной текст на этих табличках тоже был травлёным и довольно быстро становился невидимым. На этих табличках номер двигателя не выбивался, а год выпуска зашифрован буквой в самом идентификационном номере:
Второй и окончательный (штампованный) вариант таблички
ЛуАЗ-969М после перехода на новую систему нумерации:
Табличка расшифровывается следующим образом:
1 Логотип завода изготовителя.
2 Идентификационный номер автомобиля (VIN).
3 Модель двигателя.
У автомобилей
ЛуАЗ-1302 номер шасси и заводская табличка расположены на тех же местах, как у ЛуАЗ-969М после 1987-го года.
Вид заводской таблички
ЛуАЗ-1302:
Табличка расшифровывается следующим образом:
1 Логотип завода изготовителя.
2 Идентификационный номер автомобиля (VIN), расшифровывается так же как у ЛуАЗ-969М после 1987-го года.
3 Модель двигателя.
У автомобилей
ЛуАЗ-1302 собранных польской фирмой
Intell-Motors в городе Cieszyn, завдская табличка расположена чуть правей, чем у автомобилей собранных на самом автозаводе в Луцке (отверстия на штатном месте оставались пустыми):
Вид заводской таблички фирмы
Intell-Motors:
Расшифровка заводской таблички
Intell-Motors:
1 Название фирмы изготовителя.
2 Номер сертификата на допуск к эксплуатации.
3 VIN (в нём сохранён код Луцкого автозавода XTD).
4 Полная масса одиночного автомобиля.
5 Полная масса автомобиля вместе с прицепом оборудованного тормозами.
6 Максимальная нагрузка на переднюю ось.
7 Максимальная нагрузка на заднюю ось.
8 Полная масса автомобиля вместе с прицепом не оборудованного тормозами.
9 Модификация.
10 Цвет.
11 ОТК.
У автомобилей
ЛуАЗ-967М номер шасси (он же номер кузова) расположен в трёх местах:
1. Сверху на правом лонжероне рамы (между выпускными трубами двигателя):
2. На передней кромке кузова, под капотом с правой стороны:
3. На капоте:
Эти таблички так же как и у других моделей ЛуАЗ приварены с обоих торцов и так же могут быть приварены косо, символы не пробиты или наоборот пробиты почти насквозь.
Расшифровываются идентификационные номера автомобилей
ЛуАЗ-967М так же как у ЛуАЗ-969М соответствующих годов выпуска.
Заводская табличка у
ЛуАЗ-967М расположена под капотом на левом крыле:
Вид заводской таблички
ЛуАЗ-967М ранних выпусков:
Табличка расшифровывается следующим образом:
1 Название завода изготовителя.
2 Модель
3 Год выпуска (последние две цифры выбиты)
4 Номер автомобиля (номер шасси)
5 Номер двигателя
6 Страна производитель
Вид заводской таблички
ЛуАЗ-967М средних выпусков
до перехода на новую систему маркировки в
1987-ом году:
Табличка расшифровывается следующим образом:
1 Логотип завода изготовителя.
2 Модель.
3 Год выпуска (последние две цифры выбиты).
4 Номер автомобиля (номер шасси).
5 Номер двигателя.
6 Страна производитель.
Вид заводской таблички
ЛуАЗ-967М после перехода на новую систему маркировки в
1987-ом году:
Табличка расшифровывается следующим образом:
1 Логотип завода изготовителя.
2 Идентификационный номер автомобиля (VIN).
3 Модель двигателя.
Маркировка двигателей автомобилей ЛуАЗ Номер двигателя на двигателях
МеМЗ-969В и
МеМЗ-969 автомобилей
ЗАЗ-969В и
ЗАЗ-969 расположен на приливе блока чуть ниже бензонасоса:
Расшифровка маркировки двигателей
МеМЗ-969В и
МеМЗ-969:
1 Модель двигателя.
2 Звезда.
3 Порядковый номер.
4 Звезда.
5 Год выпуска.
Номер двигателя на двигателях
МеМЗ-969А (
ЛуАЗ 969А и
ЛуАЗ-969М) и
МеМЗ-967А (
ЛуАЗ-967М) расположен на приливе блока чуть ниже бензонасоса:
Расшифровка маркировки двигателей
МеМЗ-969А и
МеМЗ-967А:
Расшифровка маркировки двигателей
МеМЗ-969В и
МеМЗ-969:
1 Модель двигателя.
2 Звезда.
3 Порядковый номер.
4 Звезда.
5 Год выпуска.
У двигателя
МеМЗ-245-20 (
ЛуАЗ-1302) номер находится на приливе блока, непосредственно под стыком с ГБЦ, между свечами первого и второго цилиндров:
Расшифровка маркировки двигателя
МеМЗ-245-20:
Расшифровка маркировки двигателей
МеМЗ-969В и
МеМЗ-969:
1 Модель двигателя.
2 Звезда.
3 Порядковый номер.
4 Звезда.
5 Год выпуска (зашифрован так же как год выпуска автомобиля).
Выдержка из книги:
Райгородский В.М., В.Н. Хрусталев, Ермолаев С.А. Р 18
Экспертиза восстановления измененных и уничтоженных маркировочных обозначений: Учебное пособие /Под ред. В.Н. Хрусталева. - Саратов: СЮИ МВД России, 1999. - 72 с.
Для модели двигателя МеМЗ-968 порядковый номер и год выпуска наносятся клеймами
на картере рядом с местом крепления бензонасоса. Материал картера —
сплав МЛ-5. Клеймение производится на специальной необработанной площадке, покрытой
желтым спецсоставом, шрифтом 6-ПрЗ (ГОСТ 26.008-85). До 1985 г. клеймение
производилось вручную, а с 1985 г. — накаткой с помощью маркиратора. Накатываются
только цифры, а звездочки и буквы набиваются вручную.
Ошибочная маркировка срезается и вручную набивается новая. Площадка с новым
номером покрывается желтым спецсоставом.
Маркировка двигателя модели МеМЗ-969А наносится вручную аналогично маркировке
двигателя МеМЗ-968.
Примеры маркировок:
968 * 000001 * 86 для автомобиля с ручным управлением модели ЗАЗ-968МР;
968Э 000001 * 86 то же, экспортный вариант;
968Н 000001 * 86 модель двигателя, выпускаемая с 1985 г.;
968НЭ 000001 * 86 то же, экспортный вариант;
969А 000001 * 86 для автомобилей ЛуАЗ;
969АЭ 000001 * 86 то же, экспортный вариант.
В литье на блоках цилиндров имеется следующая маркировка: 968-1002060-БЗ МЛ-5 Ц1.
Здесь 968-1002060 — номер детали (чертежа), БЗ — модификация, МЛ-5 — марка
материала, Ц1 — номер кокиля.
На коробке передач клеймение производится вручную сверху на необработанной
поверхности. Высота шрифта 8 мм, до 1985 г. — 10 мм. Набивается семизначный номер:
0000001. Для осмотра номера коробку необходимо снимать с автомобиля. Ошибочную
маркировку не исправляют, поэтому могут встречаться номера-двойники .
Двигатели модели Мемз-245.10 имеют маркировку на специальной обработанной
(фрезерование) площадке размером 10X110 мм, расположенной вверху справа по ходу движения
автомобиля на блоке цилиндров в месте соединения его с головкой блока. Материал блока —
СН 190В. Клеймение производится шрифтом 6-ПрЗ (ГОСТ 26.008-85).
Содержание маркировки:
Первая цифра — класс двигателя.
Вторая цифра — номер модели двигателя.
Третья и четвертая цифры — знак модификации двигателя.
Пятая цифра — знак экспортного исполнения двигателя.
Между звездочками наносится семизначный порядковый номер двигателя.
Последние две цифры — год выпуска.
Звездочки вписываются в круг диаметром 6,5 мм. Расстояние между последней цифрой
порядкового номера двигателя и первой цифрой года выпуска составляет 10 мм. Расстояние
от последней цифры порядкового номера двигателя до середины звездочки 5 мм.
Примеры маркировок:
245 * 0000001 * 87 — базовый вариант двигателя;
2451 * 0000001 * 87 — модификация двигателя;
24506 * 0000001 * 87 — базовый двигатель в экспортном исполнении.
В литье на блоке выполнено обозначение числа, месяца и года выпуска.
С 1982 г. год выпуска двигателя можно определить по маркировке комплектующих
деталей:
- на коленчатый вал (модели МеМЗ-966, МеМЗ-968) набивается последняя цифра года
(номер вала должен совпадать с номерами маховика, сцепления и корпуса центрифуги);
на ребре жесткости цилиндра имеются риски (количество рисок соответствует году
выпуска);
- на днище поршня набивается последняя цифра года и группа поршня (А, Б, В) шрифтом
б-Пр4 (ГОСТ 26.020-80);
- между кулачками распределительного вала (модель МеМЗ-966) набивается последняя
цифра года, а на валах модели МеМЗ-968 и текстолитовых шестернях каждому году
соответствует КОД (1982 г. — 2, 1984 г. — А, 1984 г. — Б, 1985 г. — Г, 1986 г, — Ж);
- на головку блока (модель МеМЗ-966) набивается последняя цифра года между камерами
сгорания, а для модели МеМЗ-968 последняя цифра года набивается на ремпланку; на главную
пару коробки передач (модели МеМЗ-966, МеМЗ-968, МеМЗ-969) набивается номер на коронке и
валу, причем номера должны совпадать, например: 000016, где 00001 — номер коронки, 6 —
последняя цифра года, которая по своим размерам меньше цифр номера коронки в два раза;
- на сцепление набивается последняя цифра года (модель МеМЗ-966) между стаканами, а
для модели МеМЗ-968 — на выступах.